Морской порт “Тамань” расположен в Таманском заливе Керченского пролива, в поселке Волна Темрюкского района. Виды деятельности – перевалка грузов на экспорт.

Приоритетные грузы – нефть и нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, аммиак, зерно.

Морской порт на Таманском полуострове находится в стадии строительства, но уже открыт для международного сообщения.

Строительство морского порта “Тамань” осуществляется в целях переключения российских грузопотоков из черноморских портов сопредельных стран в порт “Тамань”. Проект должен быть реализован к декабрю 2020 года.

Для обеспечения безопасности судоходства создана региональная система управления движением судов Керченского пролива (порт “Кавказ”, порт “Темрюк”, порт “Тамань”).

В декабре 2010 года сдан пункт пропуска через государственную границу. В порту будут находиться таможенный и санитарно-карантинный контроль.

Первая очередь зернового терминала мощностью 5 млн т запущена открыта в сентябре 2011 года. Прием судов под погрузку зерновых культур осуществляется на причале длиной 2600 м. Он позволяет принимать суда грузоподъемностью до 60 тыс. т.

Сейчас строительство объектов транспортной инфраструктуры морпорта продолжает ООО “Пищевые Ингредиенты”. Компания сдала в эксплуатацию четыре причала (№1, №2, №3 и №4) общей длиной порядка 940 м. Завершено строительство транспортно-перегрузочного комплекса (ТПК) по перевалке зерновых грузов на причалах №3 и №4. Он способен принимать балкеры водоизмещением до 40 тыс.т. После решения вопросов по железнодорожной и автомобильной транспортной составляющей, грузооборот зернового терминала составит до 6 млн т в год.

В июле 2012 года ЗАО “Таманьнефтегаз” сдало в эксплуатацию перегрузочный комплекс нефти, нефтепродуктов и СУГ. Он позволяет принимать суда до 105 00 тонн дедвейтом. Кампания завершила строительство двух причалов (№ 3 и № 4) для перевалки сжиженных углеводородных газов (СУГ) на суда водоизмещением до 27 тыс. т и двух причалов (№ 5 и № 6) для перевалки нефти и нефтепродуктов на суда водоизмещением до 100 тыс. т. К середине 2013 года терминал практически достиг проектных объемов перевалки нефти – 600 тыс. тонн в месяц. В июле 2013 года начались отправки на экспорт мазута.

Операторы морских терминалов порта Тамань

ООО “Морской терминал Тамань” оказывает транспортные услуги при перегрузке на терминале наливных пищевых грузов. Площадь территории морского терминала – около 11 га, акватории терминала – 0,122 кв. км. Пропускная способность грузовых терминалов – 438 тыс. т в год.

ЗАО “Таманьнефтегаз” оказывает услуги перегрузки наливных грузов – сжиженных углеводородных газов (СУГ).Площадь территории морского терминала составляет более 16,7 га, акватории терминала – 0,066 кв. км. Пропускная способность двух грузовых терминалов – 1000 тыс. т в год.

ОАО “Тольяттиазот” строитперегрузочный комплекс.

Морская часть перегрузочного комплекса аммиака состоит из одностороннего причала длиной 285 м, оснащенного двумя грузовыми стендерами.

Перегрузочный комплекс для метанола включает общий причал для аммиака и метанола причал длиной 285 м, оборудованный тремя грузовыми стендерами.

Перегрузочный комплекс зерновых грузов состоит из причала длиной 270 м, а сухих минеральных удобрений – из причала длиной 270 м.

Комплекс по перевалке контейнерных и генеральных грузов состоит из 11 причалов различной длины и глубины. Из них семь расположены на искусственном острове с подходной эстакадой под автомобильную и железную дороги.

Развитие порта

Строительство сухогрузного района порта Тамань предполагается на основе государственно-частного партнерства. Общая стоимость проекта составляет чуть более 228 млрд рублей. Из них государство выделит больше половины – 115,5 млрд; частные инвесторы – 112,5 млрд.

Предполагаемое местоположение – район мыса Панагия, район дамбы Тузла, район косы Чушка Темрюкского района Краснодарского края. Прогнозируемый грузооборот нового порта оценивается в 94 млн т в год. Период навигации – круглогодично.

Начало строительства было запланировано на конец 2013 – начало 2014 года. Согласно плану, проект комплексного развития портовых мощностей должен быть выполнен до декабря 2020 года.